наследие великого кутюрье и история модного дома баленсиага
КРИСТОБАЛЬ БАЛЕНСИАГА
Кристобаль и "фея-крестная"
Кристобаль родился в 1895 году в Испании в деревеньке Гетария. Его мать была швеей, отец — рыбаком. Папа умер, когда мальчику было 11 лет, и ребенок, чтобы помочь семье, пошел работать подмастерьем к портному.

Одной из заказчиц матери Кристобаля была маркиза де Каса Торрес. Она заметила талантливого мальчика и взяла над ним шефство. Маркиза разрешала рассматривать свои платья от кутюр, рассказывала о моде и забавлялась тем, как ребенок сосредоточено и серьезно относится к деталям. Кристобаль изучал замысловатый крой и ткани, разглядывал фурнитуру, а потом сообщил маркизе, что может сшить лучше.
Так и вышло. В 12 лет он создал для своей покровительницы прекрасное модное платье. Женщина поддержала стремления Кристобаля и оплатила ему обучение у профессионального портного в Сан-Себастьяне. Позже юноша повысил квалификацию в Бордо.

Вернувшись в Испанию, Кристобаль устроился в филиал парижского бутика Les Grands Magasins du Louvre, где работал портным, а топом возглавил отдел женской одежды. Работа предполагала командировки в Париж, где он познакомился с известным модельером Мадлен Вионне. Женщина сказала, что Баленсиаге пора открывать собственный Дом моды и юноша последовал совету.
Юность Баленсиаги
В 1914 году Кристобаль создал торговую марку, а спустя четыре года открыл первый магазин одежды в Сан-Себастьяне. Его платья нравились женщинам, дела шли хорошо. Среди покупателей были и члены королевской семьи, в том числе королева Анна.
Кристобаль «пылесосил» лучшее и быстро учился. Он покупал наряды известных кутюрье, изучал их; брал на карандаш удачные решения и доводил до идеала. В отличии от других дизайнеров он владел навыками кройки и шитья — это давало огромный профит.
В 1917 году он подружился с Габриэль Шанель, которая только начинала путь в мире моды, но уже обзавелась полезными связями. Это помогло и Кристобалю, они дружили долгие годы.

Однако из-за гражданской войны между республиканцами и националистами ему пришлось закрыть магазины и переехать в более спокойный Париж.

Модный дом Balenciaga
В 1937 году, когда Кристобалю исполнилось 42 года, он открыл собственный Дом моды. Но истинное признание кутюрье получил после войны.

Королевский черный, лучшие ткани, фурнитура, и силуэты, потрясающие силуэты! Все его работы разительно отличались от форм Кристиана Диора, звезда которого сияла, благодаря женственному New Look: подчеркнутая талия, пышные юбки и округлые плечи.
У Кристобаля в ходу были объемные рукава, рукав в три четверти, воротники-стойки, широкие плечи и «нестандартная» талия. Что он делал с талией! Коконы, платья-туники и платья с высокой талией — дизайнер перемещал ее туда-сюда, убирал, возвращал, дополнял павлиньим хвостом, играл с формами и это выглядело великолепно!
Расцвет его творчества пришелся на 60-е годы, когда он сшил свадебное платье для королевы Бельгии Фабиолы.

В то время, как кутюрье вовсю соперничали друг с другом, Баленсиагу, кажется, любили и признавали все. Он дружил и с начинающими дизайнерами, на его курсах учились Оскара де ла Рента, Андре Курреж, Эмануэль Унгаро, Милу Шон и Юбер де Живанши.
Уход кутюрье
Баленсиага работал в Париже тридцать лет и завершил карьеру в 1968 году. Он закрыл Дом во Франции и ателье в Мадриде. Налоги душили бизнес, а американские дизайнеры перетягивали клиентов.

Кристобаль всегда был благоразумным, поэтому вернулся в родную Испанию и принялся приятно проводил время с друзьями. Отдыхал, рисовал и жил вполне беззаботно.
Последней его работой стало свадебное платье Кармен Мартинес-Бордью, испанской аристократки и общественного деятеля. Офтоп — это ее портрет написал Сальвадор Дали в том же 1972 году. Те годы удивляют невероятной концентрацией талантов и тем, как их судьбы переплетались.

Спустя две недели после свадьбы Кармен, Кристобаль умер от сердечного приступа. Ему было 77 лет, его похоронили на кладбище в родной Гетарии.
Дома моды Balenciaga закрыли в 1968 году, в 1986 году Жак Конкье из Jacques Bogart выкупил компанию.
Balenciaga без Кристобаля
В 1987 году Мишель Гома создал первую линию одежды для Balenciaga. Высокий кутюр оставили в прошлом — линейка Le Dix была готовой одеждой. Это была первая попытка похерить возродить модный дом через prêt-à-porter, которое так не любил Кристобаль.
Одежда стала доступной и об изысканном дизайне речи не шло. Дешевые ткани, простой крой «для всех». Почти пять лет Дом Баленсиага был примитивным, пока Гома не сменил Джозеф Тимистер в 1991.

Он вернул внимание к Дому, когда создал драматичную черно-белую коллекцию. В 1997 году его место занял Николя Гескьер, который задержался в Баленсиаге на долгих 15 лет. Снова случился монохромный дебют — всем креативным директорам хотелось поработать с «королевским черным», который был словно бархатное ночное небо.
Гескьер перерабатывал основные идеи Кристобаля и адаптировал их для широких масс. К 2012 году Баленсиага стал прогрессивным брендом с классной историей.

А в 2013 году случился Александр Ванг. Да, дизайнер спортивных костюмов никак не монтировался с брендом, но в Баленсиаге решились на эксперимент. Он пытался следовать ДНК бренда, но выходило не очень. Спортивный масс-маркет. Ауф.
Демна Гвасалия в Balenciaga
Наступил 2015 год и Демна Гвасалия возглавил Balenciaga. Спорт, нормкор и маркетинговые провокации. Началось.

Естественно, Демна обратился к архивам. Его интерпретации понравились людям, но самое главное — он стал создавать кутюрные коллекции. Все это перемежалось скандалами.

Что до моего мнения *которого никто не спрашивал* — Демна талантливый маркетолог. Выдающийся. Челночные сумки, сумки-пакеты, рулоны скотча — очень весело и задорно, но никак не монтируются с высоким искусством Кристобаля.
С трудом представляю, чтобы Дом Dior, Chanel или Givenchy пустились во все тяжкие, как это происходит с Balenciaga. Дизайнеры вполне могут обходиться без лютого треша. Зачем, зачем так испортили легендарный Дом?